Нечаянное
знакомство
Однажды вечером небольшой
ёжик резво бежал куда-то по двору, смешно семеня ножками.
Вдруг, увидев кота, ёж в
нерешительности остановился. Попыхтел и подошёл к нему. Тот нюхнул пришельца и,
уколов нос об иголки, отскочил, сердито фыркнув.
А через минуту нечаянные
знакомые мирно лакомились хлебом с молоком - скромным кошачьим ужином.
(Г.
Филиппова) (49 слов)
► Текст можно использовать при изучении проверяемых
безударных гласных корня.
Ответить на вопросы:
• Чем закончилась
нечаянная встреча кота и ёжика?
• Какие слова надо
использовать, чтобы избежать неоправданное повторение слова ёж! {Ёж, пришелец, он).
Задания:
• Подготовьтесь к
выразительному чтению текста.
• Докажите, что данный
отрывок является текстом.
• К какому типу речи
относится данный текст (повествование, описание, рассуждение)?
• Обозначьте
графически наиболее трудные орфограммы.
• Объясните правописание выделенных безударных
гласных в корнях слов: вечЕром, во
двОре, небольшой, бЕжал, смЕшно, остАнОвился, сЕрдито.
• Объясните знаки препинания в предложении: Вдруг ёж в нерешительности остановился,
попыхтел и подошёл к коту.
Два жадных медвежонка
Двое медвежат никак не
могли поделить головку сыра
—Давай я поделю! —
предложила лиса и разложила сыр, да так неловко, что медвежата закричали:
- Одна половина больше!
Лиса успокоила их:
- Сейчас я выравняю.
Откусила она от большой
части, да так много, что теперь этот кусок стал меньше другого. Лисица опять
откусила, но медвежата опять недовольно закричали.
Откусывает и откусывает
лиса, а медвежата только чёрными носиками водят от одного конца к другому.
Наелась лиса досыта, а от сыра остались только две маленькие крошки.
- Ну что же? - сказала лисица. - Хоть маленькие, да равные половины.
Приятного вам аппетита!
Засмеялась лиса и
убежала. А медвежата остались без сыра.
Так всегда бывает с теми,
кто жадничает.
(Венгерская
народная сказка) (109 слов)
* Выровнять - сделать
равным, одинаковым (выровнять, уравнять доли
чего-то). Сравни: выровнять
- сделать гладким, прямым (выровнять, заровнять, дорогу).
► Текст можно
использовать при изучении приставок.
Ответить на вопросы: « Почему
медвежата остались без сыра?
• Как по-другому можно
озаглавить эту сказку? («Хитрая лиса»,
«Наказанная жадность» и. т. п.)
• В каких строках
«спрятана» мораль сказки? Задания:
• Подготовьтесь к
выразительному чтению текста по лицам.
• Определите тему и
идею сказки.
• Выделите корень в
словах: поделить, давать, разломить,
закричать, засмеялась, убежать.
• Проверьте в них
правописание безударных гласных.
• Укажите приставки в
словах: предложила, успокоить,
откусила.
• Запомните
правописание чередующихся безударных а//о в корнях -равн-//-ровн- (см. Примечание * после сказки).
в Придумайте на тему сказки предложения с союзами а, но, да. Объясните в них знаки
препинания.
• Замените прямую речь
косвенной:
1) «Давайте я поделю,» -
предложила лисица.
2) Лисица успокоила их:
«Сейчас я выравняю».
Творческое задание:
• Напишите, чему учит эта сказка. Подтвердите свои
рассуждения примерами.
Посреди большого пустыря росли акации. Лёгкий ветерок шевелил их
листья. На краю пустыря показалась наседка с цыплятами. Издали они были похожи
на представительную делегацию.
Когда подошли к акациям,
птенцы разбрелись в разные стороны, но курица зорко следила за ними.
(Л.Воронкова)
(39 слов)
► Текст можно использовать при
изучении орфограммы «Гласные И-Ы
после Ц»
Ответить на вопросы:
• О чём этот текст?
• Как можно его
озаглавить?
Задания:
• Найдите наиболее подходящий
темп чтения этого текста (медленный, быстрый или умеренный). Обоснуйте ваш
выбор.
• Научитесь
выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию.
• Выпишите из текста 3
слова без приставок. Подберите к каждому однокоренное слово с приставкой.
Например: большого— небольшого
• Выделите
приставки в словах: посреди,
представительную, разбрелись.
• Выпишите из
текста слова с буквами Ы-И после Ц. Объясните их правописание.
• Запомните написание следующих слов: росли, цыплята, акациями, птенцы, делегация.
Комментариев нет:
Отправить комментарий