воскресенье, 5 февраля 2017 г.

Тексты к разделу «СОСТАВ СЛОВА»

Нечаянное знакомство
Однажды вечером небольшой ёжик резво бежал куда-то по двору, смешно семеня ножками.
Вдруг, увидев кота, ёж в нерешительности остановился. Попыхтел и подошёл к нему. Тот нюхнул пришельца и, уколов нос об иголки, отскочил, сердито фыркнув.
А через минуту нечаянные знакомые мирно лакомились хлебом с молоком - скромным кошачьим ужином.
(Г. Филиппова) (49 слов)
► Текст можно использовать при изучении проверяемых
безударных гласных корня.
Ответить на вопросы:
•  Чем закончилась нечаянная встреча кота и ёжика?
•  Какие слова надо использовать, чтобы избежать неоправданное повторение слова ёж! {Ёж, пришелец, он).
Задания:
•  Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
•  Докажите, что данный отрывок является текстом.
•  К какому типу речи относится данный текст (повествование, описание, рассуждение)?
•  Обозначьте графически наиболее трудные орфограммы.
•   Объясните правописание выделенных безударных гласных в корнях слов: вечЕром, во двОре, небольшой, бЕжал, смЕшно, остАнОвился, сЕрдито.
• Объясните знаки препинания в предложении: Вдруг ёж в нерешительности остановился, попыхтел и подошёл к коту.
Два жадных медвежонка
Двое медвежат никак не могли поделить головку сыра
—Давай я поделю! — предложила лиса и разложила сыр, да так неловко, что медвежата закричали:
- Одна половина больше! Лиса успокоила их:
- Сейчас я выравняю.
Откусила она от большой части, да так много, что теперь этот кусок стал меньше другого. Лисица опять откусила, но медвежата опять недовольно закричали.
Откусывает и откусывает лиса, а медвежата только чёрными носиками водят от одного конца к другому. Наелась лиса досыта, а от сыра остались только две маленькие крошки.
-  Ну что же? - сказала лисица. - Хоть маленькие, да равные половины. Приятного вам аппетита!
Засмеялась лиса и убежала. А медвежата остались без сыра.
Так всегда бывает с теми, кто жадничает.
(Венгерская народная сказка) (109 слов)
* Выровнять   -   сделать   равным,   одинаковым    (выровнять, уравнять   доли   чего-то).   Сравни:   выровнять   -   сделать гладким, прямым (выровнять, заровнять, дорогу).
► Текст можно использовать при изучении приставок.
Ответить на вопросы: « Почему медвежата остались без сыра?
•  Как по-другому можно озаглавить эту сказку? («Хитрая лиса», «Наказанная жадность» и. т. п.)
•  В каких строках «спрятана» мораль сказки? Задания:
•  Подготовьтесь к выразительному чтению текста по лицам.
•   Определите тему и идею сказки.
•  Выделите корень в словах: поделить, давать, разломить, закричать, засмеялась, убежать.
•  Проверьте в них правописание безударных гласных.
•  Укажите приставки в словах: предложила, успокоить, откусила.
•  Запомните правописание чередующихся безударных а//о в корнях -равн-//-ровн- (см. Примечание * после сказки).
в Придумайте на тему сказки предложения с союзами а, но, да. Объясните в них знаки препинания.
•  Замените прямую речь косвенной:
1) «Давайте я поделю,» - предложила лисица.
2) Лисица успокоила их: «Сейчас я выравняю».
Творческое задание:
• Напишите, чему учит эта сказка. Подтвердите свои рассуждения примерами.
Посреди большого пустыря росли акации. Лёгкий ветерок шевелил их листья. На краю пустыря показалась наседка с цыплятами. Издали они были похожи на представительную делегацию.
Когда подошли к акациям, птенцы разбрелись в разные стороны, но курица зорко следила за ними.
(Л.Воронкова) (39 слов)
► Текст   можно    использовать    при    изучении   орфограммы «Гласные И-Ы после Ц»
Ответить на вопросы:
•  О чём этот текст?
•  Как можно его озаглавить?
Задания:
•  Найдите наиболее подходящий темп чтения этого текста (медленный, быстрый или умеренный). Обоснуйте ваш выбор.
•  Научитесь выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию.
•  Выпишите из текста 3 слова без приставок. Подберите к каждому однокоренное слово с приставкой. Например: большого— небольшого
•  Выделите приставки в словах: посреди, представительную, разбрелись.
•  Выпишите из текста слова с буквами Ы-И после Ц. Объясните их правописание.

•  Запомните написание следующих слов: росли, цыплята, акациями, птенцы, делегация.

Комментариев нет:

Отправить комментарий