Гигантская чернильница
В Алжире, вблизи одного
городка, находится озеро из чернил. В это озеро впадают две речки.
Воды одной из них
насыщены солями железа, другая протекает через торфяные болота и содержит в
своей воде те же вещества, что и в соке чернильных орешков.
Когда эти воды
смешиваются, образуются чернила. В воде озера нет ни рыб, ни других живых
существ, вода его годна только для письма.
(Из
журнала) (63 слова)
► Текст можно использовать при
изучении числа имен существительных.
Слово учителя (до чтения):
Чернильные орешки - это болезненные наросты на листьях некоторых растений,
например, дуба, которые содержат красящие вещества.
Ответить на вопросы:
• Почему этот текст
назван «Гигантская чернильница»?
• Как образуются
чернила?
• Как связаны
предложения в этом тексте?
• Какие средства связи
здесь использованы?
Задания:
• Подберите
однокоренные слова к
корню -черн-. (Чернеть, чернила, чернильница, почернеть и т.п.)
• Объясните
правописание окончаний: синие чернила,
красные чернила, чернила образуются.
• Почему слова,
которые согласуются с существительным чернила,
следует употреблять в форме множественного числа?
Разве я когда-нибудь уйду
От цветущей яблони в
саду,
От весны в берёзовом
хмелю,
От людей, которых я
люблю,
От стихов, от радуг, от
зарниц,
От тебя, от музыки, от
птиц,
От моих невыслушанных
грёз,
От моих невыплаканных
слёз ...
Разве я когда-нибудь
уйду!
(М. Лисянскмй) (43 слова)
Ответить на вопросы:
• Какая картина
возникает в вашем воображении после прочтения этого поэтического отрывка?
• Что значит
выражение невыплаканные слёзы!
Задания:
• Не торопясь,
прочитайте про себя. О чём этот текст?
• Определите его
основную мысль,
- Выберите из текста слова и выражения, характеризующие
отношения автора к тому, о чём он нам рассказывает.
• Спишите стихотворение.
бозначьте в тексте «ошибкоопасные» буквы.
- Проверьте написание согласных в
существительных грёЗ,
слеЗ.
-Выпишите из текста все существительные и определите
их падеж. » Подберите
однокоренные слова к
существительным:
яблоня, радуга, музыка,
птицы, грозы.
• Запомните
правописание существительных: зарница,
весна, стихи.
Составьте с ними словосочетания.
• Подготовьтесь к
письму текста по памяти.
Каной находчивый!
Есть у меня котёнок
Пушок, Захотел он однажды пить. В блюдечке молока не оказалось.
А около блюдечка стоял
чугунный горшок с водой. Пушок подошёл к нему, запустил лапку, вытащил, облизал
и запустил ещё.
Так он пил воду. Вот
плутишка!
(Из
журнала) (41 слово)
► Текст целесообразно использовать при изучении суффиксов
имён существительных.
Ответить на вопросы:
• В чём проявилась находчивость котёнка?
• Как ещё можно
озаглавить этот маленький рассказ?
• Почему в тексте употреблены существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами? Найдите эти слова.
• Какие слова
надо использовать, чтобы
избежать неоправданного повторения слова котёнок!
Задания:
• Определите основную
мысль текста одним
словом (предложением).
• Найдите ключевые
слова текста.
• Придумайте 2-3
вопроса по содержанию текста.
• Запомните написание
имени маленького плутишки -Пушок.
• Запомните написание таких слов: блюдеЧКо, чугуННый, гОршОк, подошЁл, облИзал.
• Составьте по теме текста
3-4 предложения, избегая неоправданного повторения слова котёнок.
• Объясните знаки
препинания в предложении:
Пушок подошёл
к нему, запустил
лапку, вытащил, облизал и
запустил ещё.
Творческое задание:
• Расскажите
(устно или письменно)
о каких-нибудь проделках
домашних животных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий