воскресенье, 5 февраля 2017 г.

Тексты к разделу «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Гигантская чернильница
В Алжире, вблизи одного городка, находится озеро из чернил. В это озеро впадают две речки.
Воды одной из них насыщены солями железа, другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, что и в соке чернильных орешков.
Когда эти воды смешиваются, образуются чернила. В воде озера нет ни рыб, ни других живых существ, вода его годна только для письма.
(Из журнала) (63 слова)
► Текст    можно    использовать    при    изучении    числа    имен существительных.
Слово учителя (до чтения):
Чернильные орешки - это болезненные наросты на листьях некоторых растений, например, дуба, которые содержат красящие вещества.
Ответить на вопросы:
•  Почему этот текст назван «Гигантская чернильница»?
•  Как образуются чернила?
•   Как связаны предложения в этом тексте?
•  Какие средства связи здесь использованы?
Задания:
•  Подберите    однокоренные    слова    к    корню    -черн-. (Чернеть, чернила, чернильница, почернеть и т.п.)
•   Объясните правописание окончаний: синие чернила, красные чернила, чернила образуются.
•  Почему слова, которые согласуются с существительным чернила, следует употреблять в форме множественного числа?
Разве я когда-нибудь уйду
От цветущей яблони в саду,
От весны в берёзовом хмелю,
От людей, которых я люблю,
От стихов, от радуг, от зарниц,
От тебя, от музыки, от птиц,
От моих невыслушанных грёз,
От моих невыплаканных слёз ...
Разве я когда-нибудь уйду!
(М. Лисянскмй) (43 слова)
Ответить на вопросы:
•  Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения этого поэтического отрывка?
•   Что значит выражение невыплаканные слёзы!
Задания:
•   Не торопясь, прочитайте про себя. О чём этот текст?
•  Определите его основную мысль,
- Выберите из текста слова и выражения, характеризующие отношения автора к тому, о чём он нам рассказывает.
•  Спишите стихотворение.
бозначьте в тексте «ошибкоопасные» буквы.
- Проверьте написание согласных в существительных грёЗ,
слеЗ.
-Выпишите из текста все существительные и определите
их падеж. » Подберите   однокоренные   слова   к   существительным:
яблоня, радуга, музыка, птицы, грозы.
•   Запомните правописание существительных: зарница, весна, стихи.
Составьте с ними словосочетания.
•   Подготовьтесь к письму текста по памяти.
Каной находчивый!
Есть у меня котёнок Пушок, Захотел он однажды пить. В блюдечке молока не оказалось.
А около блюдечка стоял чугунный горшок с водой. Пушок подошёл к нему, запустил лапку, вытащил, облизал и запустил ещё.
Так он пил воду. Вот плутишка!
(Из журнала) (41 слово)
► Текст целесообразно использовать при изучении суффиксов имён существительных.
Ответить на вопросы:
•  В  чём проявилась находчивость котёнка?
•  Как ещё можно озаглавить этот маленький рассказ?
•  Почему в тексте употреблены существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Найдите эти слова.
•  Какие    слова    надо    использовать,    чтобы    избежать неоправданного повторения слова котёнок!
Задания:
•  Определите   основную   мысль   текста   одним   словом (предложением).
•  Найдите ключевые слова текста.
•  Придумайте 2-3 вопроса по содержанию текста.
•  Запомните написание имени маленького плутишки -Пушок.
Запомните написание таких слов: блюдеЧКо, чугуННый, гОршОк, подошЁл, облИзал.
•  Составьте  по  теме текста  3-4  предложения,  избегая неоправданного повторения слова котёнок.
•  Объясните знаки препинания в предложении:
Пушок   подошёл   к   нему,   запустил  лапку,   вытащил, облизал и запустил ещё.
Творческое задание:
•  Расскажите   (устно   или   письменно)   о   каких-нибудь проделках домашних животных.

Комментариев нет:

Отправить комментарий