воскресенье, 5 февраля 2017 г.

Тексты к разделу «СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ»

Ручей
Ручей весело и беззаботно бежал по своему маленькому руслу. Вокруг - река. Ох, как страшно! Не повернуть ли обратно? Всё же набрался смелости и - прыг в реку!
Робко побежал около берега. Напоил коров, искупал ребятишек, помог женщинам полоскать бельё. Посмотрел на середину реки - пароход идёт. Была не была - расправил плечи, поднырнул под пароход и понёс его вместе с другими струями.
Доставил пароход к плотине. Поднатужился, давай колесо турбины крутить. Огоньки побежали - осветили реку и землю.
«Трудно в реке, - подумал ручей, - но, честное слово, радостно!»
(Е. Носкова) (84 слова)
► Текст можно использовать при изучении правописания частиц.
Ответить на вопросы:
•  Почему ручей считает свой труд радостным?
•  Как тёк ручей вначале?
•  Что делал он после того, как влился в реку?
•  Как ручей  в итоге  оценивает свою  «деятельность» в реке?
•  Чему учит этот рассказ?
Задания:
•  Выразительно прочитайте текст.
•   Спишите текст.
•  Найдите в нём все служебные части речи. Определите их морфологические признаки.
•   Запомните правописание таких слов:
беЗЗаботно, смелОсти, напОил, полОскать (бельё), посмОтрел, парОход, плОтина, кОлесо, чеСТНое, радоСТно.
•   Объясните знаки препинания в предложении:
Ох, как страшно!
•  Проанализируйте постановку знаков препинания при прямой речи, когда слова автора стоят в середине: «Трудно в реке, - подумал ручей, - но радостно!»
Творческое задание:
•  Напишите сочинение, в котором раскрывалась бы следующая основная мысль: «Трудная это работа, но очень нужная, а потому радостная».
Капля
Капля была дочерью великолепной сосульки и весёлого солнца. Она висела на кончике сосульки и любовалась собой.
— Какая я красивая, блестящая, прозрачная, как кристалл. Я совсем не такая, как все.
«Дзинъ!» —    и оторвалась от сосульки. Не успела руками взмахнуть: «Ах, что со мной будет!» -упала в поток.
Где она,   необыкновенная? Быстро катится весенний поток, и не видно уж ни одной капли.
(Е. Носкова) (60 слов)
Ответить на вопросы:
•  Чем гордилась капля?
•  Что   такое    кристалл?   Как    вы    понимаете    смысл использованного автором сравнения?
(Кристаллы - это твёрдые тела симметричной формы. Многие кристаллы прозрачны, бесцветны, например, кристаллы соли. Слово кристалл в поэзии часто употребляется как символ чистоты, прозрачности.)
Задания:
•  Определите падеж и окончание существительных: накончик(е,и) сосульк(е,и);
от сосулък(е,и);
на сосульк(е, и);
не видно ни одной капл(е,и).
•  Проговорите по слогам и запомните правописание слов: крИсталл, великолепная, сОвсем, пОток,
•   Объяснить знаки препинания;
1.  «Дзинъ!» - и оторвалась от сосульки.

2.  Не успела руками взмахнуть: «Ах, что со мной будет!» - упала в поток.

Комментариев нет:

Отправить комментарий