Ручей
Ручей весело и беззаботно
бежал по своему маленькому руслу. Вокруг - река. Ох, как страшно! Не повернуть
ли обратно? Всё же набрался смелости и - прыг в реку!
Робко побежал около
берега. Напоил коров, искупал ребятишек, помог женщинам полоскать бельё.
Посмотрел на середину реки - пароход идёт. Была не была - расправил плечи,
поднырнул под пароход и понёс его вместе с другими струями.
Доставил пароход к
плотине. Поднатужился, давай колесо турбины крутить. Огоньки побежали - осветили реку и
землю.
«Трудно в реке, - подумал
ручей, - но,
честное слово, радостно!»
(Е.
Носкова) (84 слова)
► Текст можно использовать при изучении правописания частиц.
Ответить на вопросы:
• Почему ручей считает
свой труд радостным?
• Как тёк ручей
вначале?
• Что делал он после
того, как влился в реку?
• Как ручей в итоге
оценивает свою «деятельность» в
реке?
• Чему учит этот рассказ?
Задания:
• Выразительно
прочитайте текст.
• Спишите текст.
• Найдите в нём все
служебные части речи. Определите их морфологические признаки.
• Запомните
правописание таких слов:
беЗЗаботно, смелОсти,
напОил, полОскать (бельё), посмОтрел, парОход, плОтина, кОлесо, чеСТНое,
радоСТно.
• Объясните знаки
препинания в предложении:
Ох, как страшно!
• Проанализируйте
постановку знаков препинания при прямой речи, когда слова автора стоят в
середине: «Трудно в реке, - подумал
ручей, - но радостно!»
Творческое задание:
• Напишите сочинение,
в котором раскрывалась бы следующая основная мысль: «Трудная это работа, но очень нужная, а потому радостная».
Капля
Капля была дочерью
великолепной сосульки и весёлого солнца. Она висела на кончике сосульки и
любовалась собой.
— Какая я красивая,
блестящая, прозрачная, как кристалл. Я совсем не такая, как все.
«Дзинъ!» — и оторвалась от сосульки. Не успела руками
взмахнуть: «Ах, что со мной будет!» -упала в поток.
Где она, необыкновенная? Быстро катится весенний
поток, и не видно уж ни одной капли.
(Е. Носкова) (60 слов)
Ответить на вопросы:
• Чем гордилась капля?
• Что такое
кристалл? Как вы
понимаете смысл использованного
автором сравнения?
(Кристаллы - это твёрдые
тела симметричной формы. Многие кристаллы прозрачны, бесцветны, например,
кристаллы соли. Слово кристалл в поэзии часто употребляется как символ чистоты,
прозрачности.)
Задания:
• Определите падеж и
окончание существительных: накончик(е,и)
сосульк(е,и);
от сосулък(е,и);
на сосульк(е, и);
не видно ни одной
капл(е,и).
• Проговорите
по слогам и запомните правописание слов: крИсталл,
великолепная, сОвсем, пОток,
• Объяснить знаки
препинания;
1. «Дзинъ!» - и оторвалась от сосульки.
2. Не успела руками
взмахнуть: «Ах, что со мной будет!» - упала в поток.
Комментариев нет:
Отправить комментарий