воскресенье, 5 февраля 2017 г.

Тексты к разделу «СИНТАКСИС ПРОСТОГО ОСЛОЖНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Кукушка
Если пойдёшь весной или в начале лета в лес, обязательно услышишь кукушку. «Ку-ку, ку-ку!» — слышится из зелёной, залитой солнцем чащи. Но немногим удаётся увидеть кукушку. А некоторые хоть и видели, да не знают, наверное, что это была именно она.
Кукушка похожа на небольшого ястреба. Величиной кукушка поменьше чайки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей и всё в тёмных пестринках. Ястреб да и только. И повадки у неё такие же вороватые.
Она не летает открыто, как большинство птиц, а всё время прячется в лесной глуши. Редко удается увидеть кукушку, когда она, как бы скрывается от других птиц, быстро перелетает полянку и вновь исчезает в густых ветках деревьев.
А видел кто-нибудь из вас гнездо кукушки? Конечно, нет. Да и не мог увидеть: кукушка гнезда не вьёт. Свои яйца она подкладывает в чужие гнезда мелких лесных птиц...
Кукушка для леса — полезная птица, она вредных гусениц уничтожает. Есть такие страшные, мохнатые!.. Таких гусениц другие птицы не едят, а для кукушки — это первое лакомство.
(Г. Скребицкий) (161 слово)
Ответить на вопросы:
• О каких особенностях кукушки говорится в рассказе?
•  Как можно иначе озаглавить текст? («Полезная птица», «Бездомная птица» и др.)
•  С помощью каких слов автор выражает предположение и уверенность в том, что кто-либо видел кукушку?
Задания
•  Объясните расстановку знаков препинания:
1) Некоторые люди хоть и видели, да, наверное, не знают, что это была именно она.
2) Конечно, кукушка не вьёт гнезда.
3) Кукушка - полезная птица.
•  Объясните написание выделенных букв в словах: слышИтся, прячЕтся, иСчезает, обязательно, удАвалось, велИчИна, видЕли.
•   Запомните написание слов:
ку-ку, ястреб, лакомство, наверное, конечно. » Запомните произношение слова гусеницы.
•  Найдите наиболее подходящий темп чтения этого текста (медленный, быстрый или умеренный). Обоснуйте ваш выбор.
•  Научитесь выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию (логические ударения, паузы, повышение и понижение голоса).
Раздумье
Я уезжал на охоту. Всё было собрано, а я, одетый, с ружьём и походным мешком за плечами, всё ещё стоял в передней и раздумывал: брать мне с собой Боя, мою охотничью собаку, или не брать. Бой стоял рядом, глядя на меня с тоской и надеждой.
На дворе была поздняя осень, и работать собаке по-настоящему было негде. Время её охоты прошло. С другой стороны, почему бы и не дать собаке лишний раз подышать воздухом и побегать по лесу?
Я не взял с собой Воя. Я уехал один. Наверное, Бой, понурив голову, пошёл и лёг под письменным столом. Он еще и завтра будет обнюхивать у порога оставленные мной следы.
Я вернулся с охоты через три дня, измученный и отдохнувший. Так, мучаясь, отдыхаем только мы, охотники. Бой не выбежал мне навстречу, низко нагнув голову, он стоял неподвижно посреди комнаты.
Теперь была его очередь думать. Задачу он решал трудную: подойти ко мне или нет, обрадоваться или не стоит.
Вот он приехал, жестокий, несправедливый и очень любимый человек, и надо бы залаять, прыгнуть к нему на грудь, а может быть, просто лизнуть ему руку. Но горькую, незаслуженную обиду простить трудно. Можно, конечно, подойти, а можно и не подходить, и это будет нехорошо, но . справедливо.
Так вот мы и стояли друг против друга, как чужие. А потом Бой поднял голову, и я увидел в умных собачьих глазах прощение и радость. Это всё-таки здорово, что я вернулся. На охоте бывает всякое. Я был ему нужен всегда и сегодня тоже.
(247 слов)                                                    (Б. Емельянову)
► Текст можно использовать при изучении вводных слов.
Ответить на вопросы:
•  Почему собака всё-таки пошла навстречу хозяину?
•  Какое настроение передаёт текст?
•  Какие   языковые    средства   выражения   авторского отношения, оценки используются в тексте?
Задания:
•  Найдите    в предложении вводные слова, объясните знаки препинания:
1) С другой стороны, почему бы и не взять с
собой Боя.
2) Наверно, Бой, понурив голову, пошёл и лёг под письменным столом.
3) Можно, конечно, подойти, а можно и не подходить.
4) Надо бы прыгнуть к нему на грудь, а может быть, просто    лизнуть ему руку.
•  Объясните правописание следующих слов: остановленные, измучеННые, незаслужеННую, нЕподвижно, нЕсправедливо.
•  Перескажите содержание текста от 3-го лица.
За колючими снегами
В глухом лесу за колючими снегами, за ледяными горами живёт лесной царь Берендей. Много у него сыновей. Но все его заботы о дочерях. А их у Берендея не счесть. И всё как на подбор - одна краше другой. И назвал своих дочерей Берендей красивыми, нелепыми именами: Липа, Берёзонька, Ива, Рябинушка, Ёлочка.
Как только засверкает по-весеннему солнце, просыпаются от долгого зимнего сна его дочери. И уж не знает тогда покоя Берендей ни днём, ни ночью. Нужно дочерям платья сшить, ленты в косы вплести.
Раньше всех открывает глаза Верба. Не успев ещё сбросить с ног белоснежное одеяло, сразу спрашивает: «А где мои серёжки из матового серебра?» Берендей еле поспевает управляться: то нужно белое кружевное платье Черёмухе, для Яблонъки - нежно-розовое, как утренняя заря, для Акации — жёлтое, как цыплячий пух.
Берёзке купил наряд изумрудный, да из такого тонкого шёлка, чтобы каждая веточка была и небо голубое просвечивало. Старается Берендей, спешит. Часто меняет дочерям наряды, хочет перед людьми дочерей своих во всей красе показать - пусть порадуются.
Вот только о Ёлке Берендей забывает. Только когда снега выпадут и метели завоют, оглянется Берендей на Ёлочку и уже не знает, чем свою вину загладить. А она стоит, вся сверкая от инея, словно бриллиантами усыпана, улыбается, как будто говорит: «Ничего мне, отец, не надо, мне и так хорошо!»
Когда же настает Новый год, люди идут к Берендею его дочерей к празднику звать. Обойдут всех: спит у ручья Верба, склонила свои ветви в глубокой дрёме на опушке Берёзка.
И только Ёлочка, зелёная, свежая, сверкающая, скромно выходит к людям. Нет такого дома, где бы она не побывала в гостях. Все ей рады — и большие, и маленькие. Стоит она довольная. Ведь нет ничего дороже на свете, чем приносить людям радость!
(И. Родина) (280 слов)
►  Текст может быть использован при изучении однородных членов предложения.
Ответить на вопросы:
•    В чём красота лесного царства Берендея?
•    Какая  из  дочерей  лесного  царя  вам  больше  всех понравилась? Почему?
•    Почему Ёлочка всегда довольна?

•   В чём смысл её жизни?

Комментариев нет:

Отправить комментарий