Кукушка
Если пойдёшь весной или в
начале лета в лес, обязательно услышишь кукушку. «Ку-ку, ку-ку!» — слышится из
зелёной, залитой солнцем чащи. Но немногим удаётся увидеть кукушку. А некоторые
хоть и видели, да не знают, наверное, что это была именно она.
Кукушка похожа на
небольшого ястреба. Величиной кукушка поменьше чайки, но с длинным хвостом.
Окраска серая, снизу светлей и всё в тёмных пестринках. Ястреб да и только. И
повадки у неё такие же вороватые.
Она не летает открыто,
как большинство птиц, а всё время прячется в лесной глуши. Редко удается
увидеть кукушку, когда она, как бы скрывается от других птиц, быстро перелетает
полянку и вновь исчезает в густых ветках деревьев.
А видел кто-нибудь из вас
гнездо кукушки? Конечно, нет. Да и не мог увидеть: кукушка гнезда не вьёт. Свои
яйца она подкладывает в чужие гнезда мелких лесных птиц...
Кукушка для леса —
полезная птица, она вредных гусениц уничтожает. Есть такие страшные,
мохнатые!.. Таких гусениц другие птицы не едят, а для кукушки — это первое
лакомство.
(Г.
Скребицкий) (161 слово)
Ответить на вопросы:
• О каких особенностях
кукушки говорится в рассказе?
• Как можно иначе
озаглавить текст? («Полезная птица», «Бездомная птица» и др.)
• С помощью каких слов
автор выражает предположение и уверенность в том, что кто-либо видел кукушку?
Задания
• Объясните
расстановку знаков препинания:
1) Некоторые люди хоть и
видели, да, наверное, не знают, что это была именно она.
2) Конечно, кукушка не
вьёт гнезда.
3) Кукушка - полезная птица.
• Объясните написание
выделенных букв в словах: слышИтся,
прячЕтся, иСчезает, обязательно, удАвалось, велИчИна, видЕли.
• Запомните
написание слов:
ку-ку, ястреб, лакомство,
наверное, конечно. » Запомните произношение
слова гусеницы.
• Найдите наиболее
подходящий темп чтения этого текста (медленный, быстрый или умеренный).
Обоснуйте ваш выбор.
• Научитесь
выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию (логические ударения,
паузы, повышение и понижение голоса).
Раздумье
Я уезжал на охоту. Всё было собрано, а я, одетый, с ружьём и
походным мешком за плечами, всё ещё стоял в передней и раздумывал: брать мне с
собой Боя, мою охотничью собаку, или не брать. Бой стоял рядом, глядя на меня с
тоской и надеждой.
На дворе была поздняя
осень, и работать собаке по-настоящему было негде. Время её охоты прошло. С
другой стороны, почему бы и не дать собаке лишний раз подышать воздухом и
побегать по лесу?
Я не взял с собой Воя. Я уехал
один. Наверное, Бой, понурив голову, пошёл и лёг под письменным столом. Он еще
и завтра будет обнюхивать у порога оставленные мной следы.
Я вернулся с охоты через
три дня, измученный и отдохнувший. Так, мучаясь, отдыхаем только мы, охотники.
Бой не выбежал мне навстречу, низко нагнув голову, он стоял неподвижно посреди
комнаты.
Теперь была его очередь думать. Задачу он
решал трудную: подойти ко мне или нет, обрадоваться или не стоит.
Вот он приехал, жестокий,
несправедливый и очень любимый человек, и надо бы залаять, прыгнуть к нему на
грудь, а может быть, просто лизнуть ему руку. Но горькую, незаслуженную обиду
простить трудно. Можно, конечно, подойти, а можно и не подходить, и это будет
нехорошо, но . справедливо.
Так вот мы и стояли друг
против друга, как чужие. А потом Бой поднял голову, и я увидел в умных собачьих
глазах прощение и радость. Это всё-таки здорово, что я вернулся. На охоте
бывает всякое. Я был ему нужен всегда и сегодня тоже.
(247 слов)
(Б. Емельянову)
► Текст можно использовать при изучении вводных слов.
Ответить на вопросы:
•
Почему собака всё-таки пошла навстречу хозяину?
•
Какое настроение передаёт текст?
• Какие
языковые средства выражения
авторского отношения, оценки используются в тексте?
Задания:
• Найдите в предложении вводные слова, объясните
знаки препинания:
1) С другой стороны,
почему бы и не взять с
собой Боя.
2) Наверно, Бой, понурив
голову, пошёл и лёг под письменным столом.
3) Можно, конечно,
подойти, а можно и не подходить.
4) Надо бы прыгнуть к
нему на грудь, а может быть, просто
лизнуть ему руку.
• Объясните
правописание следующих слов: остановленные,
измучеННые, незаслужеННую, нЕподвижно, нЕсправедливо.
• Перескажите
содержание текста от 3-го лица.
За колючими снегами
В глухом лесу за колючими
снегами, за ледяными горами живёт лесной царь Берендей. Много у него сыновей.
Но все его заботы о дочерях. А их у Берендея не счесть. И всё как на подбор -
одна краше другой. И назвал своих дочерей Берендей красивыми, нелепыми именами:
Липа, Берёзонька, Ива, Рябинушка, Ёлочка.
Как только засверкает
по-весеннему солнце, просыпаются от долгого зимнего сна его дочери. И уж не
знает тогда покоя Берендей ни днём, ни ночью. Нужно дочерям платья сшить, ленты
в косы вплести.
Раньше всех открывает
глаза Верба. Не успев ещё сбросить с ног белоснежное одеяло, сразу спрашивает:
«А где мои серёжки из матового серебра?» Берендей еле поспевает управляться: то
нужно белое кружевное платье Черёмухе, для Яблонъки - нежно-розовое, как
утренняя заря, для Акации — жёлтое, как цыплячий пух.
Берёзке купил наряд
изумрудный, да из такого тонкого шёлка, чтобы каждая веточка была и небо
голубое просвечивало. Старается Берендей, спешит. Часто меняет дочерям наряды,
хочет перед людьми дочерей своих во всей красе показать - пусть порадуются.
Вот только о Ёлке
Берендей забывает. Только когда снега выпадут и метели завоют, оглянется
Берендей на Ёлочку и уже не знает, чем свою вину загладить. А она стоит, вся
сверкая от инея, словно бриллиантами усыпана, улыбается, как будто говорит:
«Ничего мне, отец, не надо, мне и так хорошо!»
Когда же настает Новый
год, люди идут к Берендею его дочерей к празднику звать. Обойдут всех: спит у
ручья Верба, склонила свои ветви в глубокой дрёме на опушке Берёзка.
И только Ёлочка, зелёная,
свежая, сверкающая, скромно выходит к людям. Нет такого дома, где бы она не
побывала в гостях. Все ей рады — и большие, и маленькие. Стоит она довольная.
Ведь нет ничего дороже на свете, чем приносить людям радость!
(И.
Родина) (280 слов)
► Текст может быть
использован при изучении однородных членов предложения.
Ответить на вопросы:
• В чём красота
лесного царства Берендея?
• Какая из
дочерей лесного царя
вам больше всех понравилась? Почему?
• Почему Ёлочка
всегда довольна?
• В чём смысл её жизни?
Комментариев нет:
Отправить комментарий