Осеннее утро
Листик за листиком падает
с липы на крышу. Какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой
винтиком. А между тем, мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши
поднимает все листья, и летят они к реке куда-то с перелётными птицами.
Тут стоишь себе на берегу
один, ладонь к сердцу приложишь, и душою вместе с птичками и листьями куда-то
летишь. И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: «Летите,
летите!»
(М. Пришвин) (70 слов)
Ответить на вопросы:
• Наблюдали ли вы
когда-нибудь за тем, как падают листья в тихую и ветреную погоду?
• Какими словами и
выражениями характеризуются падающие листья?
• Как вы понимаете
выражение «день открывает глаза»?
Задания:
• Выпишите слова лиСТик, виНТик, лиСТья, вмеСТе, птиЧКами,
осеННее (утро). Запомните их правописание.
• Сравните написание
и произношение слов.
• Каковы особенности
произношения слов сердце, грустно!
• Как произносятся и
пишутся гласные после шипящих в словах: с
крышИ, приложИть, парашЮтик!
• Поставьте ударение в словах. Сравните
произношение и написание выделенных гласных: глАза, лЕтят, тИхонько, крЕке.
• Найдите главные
члены предложения, определите вид предложения:
А между тем, мало-помалу
день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке
куда-то вместе с перелётными птичками.
• Объясните знаки
препинания в предложении: И шепчешь
тихонько: «Летите, летите!»
Творческое задание:
• Опишите,
основываясь на личных наблюдениях, как падают листья с какого-нибудь дерева в
тихую и ветреную погоду.
Шумят деревья за моим
окном.
Для нас они деревья как
деревья,
А для других укромный,
мирный дом
Иль временный привал
среди кочевья.
Вчера я видел: съёжившись
в комок,
На дереве у моего окошка
Сидел хвостатый рыженький
зверёк
И чистился, чесался,
точно кошка.
(С. Маршак) (42 слова)
Ответить на вопросы:
• О каком зверьке идёт
речь?
• Какие характерные
признаки этого зверька подметил автор?
• Какими словами
характеризуется поведение зверька?
• Какие чувства
вызывают у вас прочитанные строки?
• Как вы понимаете значение слова кочевья ?
Задания:
• Прослушайте
текст, вдумываясь в его содержание. О чём этот текст?
- Подготовьтесь к выразительному чтению поэтического
текста.
- Какие слова употребляются в переносном значении?
• Сравните произношение и
правописание слов: съёжившись, деревья, зверёк.
• Подготовьтесь к
письму по памяти.
Шиповник
Поздней весной начинает
цвести колючий шиповник. Розовые цветы его полны чудесного аромата. Но
шиповником не украшают площади и скверы. Лепестки его цветков, ягоды широко
применяются в кулинарии. Из лепестков шиповника часто делают повидло и варенье.
Ещё из лепестков
шиповника получают отличные пахучие масла, делают духи и помады.
Очень полезны и плоды
шиповника. Свежими срывают их с кустов и сушат. Потом заваривают как чай. Чай
из шиповника является одним из самых лечебных. Пьёшь такой чай и ощущаешь
бодрость.
Только в конце лета мы
можем найти в лесу богатые витаминами плоды шиповника. (91 слово) -
(Из журнала)
Ответить на вопросы:
• Какова главная мысль
рассказа?
• Какую пользу
приносит шиповник людям?
• К
какому типу речи
относится данный текст (повествование, описание,
рассуждение)?
• Как можно иначе
озаглавить текст? («Полезная птица», «Бездомная птица» и др.)
• С помощью каких слов
автор выражает предположение и уверенность в том, что кто-либо видел кукушку?
Задания
• Объясните
расстановку знаков препинания:
1) Некоторые люди хоть и
видели, да, наверное, не знают, что это была именно она.
2) Конечно, кукушка не
вьёт гнезда.
3) Кукушка - полезная птица.
• Объясните написание
выделенных букв в словах: слышИтся,
прячЕтся, иСчезает, обязательно, удАвалось, велИчИна, видЕли.
• Запомните
написание слов:
ку-ку, ястреб, лакомство,
наверное, конечно. » Запомните произношение
слова гусеницы.
• Найдите наиболее
подходящий темп чтения этого текста (медленный, быстрый или умеренный).
Обоснуйте ваш выбор.
• Научитесь
выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию (логические ударения,
паузы, повышение и понижение голоса).
Раздумье
Я уезжал на охоту. Всё
было собрано, а я, одетый, с ружьём и походным мешком за плечами, всё ещё стоял
в передней и раздумывал: брать мне с собой Боя, мою охотничью собаку, или не
брать. Бой стоял рядом, глядя на меня с тоской и надеждой.
Задания:
• Подготовьтесь к
выразительному чтению текста.
• Придумайте 2-3
вопроса по содержанию текста.
• Проверьте написание
безударных гласных в словах: весной,
цвести, колючий, украшают, лечебных, (в) конце, (в) лесу.
• Сравните
написание и произношение слов: аромата,
поздней, чудесного; шиповник, свежими; пахучие, лепестков, витамины.
• Сколько букв и
звуков в словах: пьёшь, поздней,
ощущаешь?
Чтобы ответить на вопрос, затранскрибируйте эти слова, проговорите
их.
• Спишите текст, не
допуская ошибок.
• Подчеркните
«ошибкоопасные» буквы в словах текста.
Творческое задание:
• Расскажите (устно
или письменно) о каком-нибудь растении, приносящем пользу людям.
Пеночка
Однажды на откосе лесной
канавы я нашёл сделанное из мха красивое гнездо пеночки-веснички с сидящими там
птенцами. Интересно наблюдать за слетевшей с гнезда пеночкой! В страшной
тревоге, свесив крылышки, она ползает по ветвям ближайшего кустарника,
притворяясь раненой или больной, ежеминутно срываясь и падая на землю, где
продолжает трепетать и биться.
Птичка буквально
подлетает в упор, кружится и бьётся на боку, как бы не имея сил. Стоит пойти за
ней, и она начинает «отводить» вас от
гнезда, думая, что её хитрость удалась.
(С. Огнев)
(82 слова)
Ответить на вопросы:
• Какова главная мысль
рассказа?
• Знаете ли вы
подобные случаи из жизни птиц, животных?
• Какими словами и
выражениями характеризуется поведение птички?
• Как по-другому можно
озаглавить текст? («Хитрая птичка»,
«На защиту детей», «Самоотверженная мать»).
Задания:
• Сравните написание
выделенных букв и произношение соответствующих им звуков в таких словах: интЕресно, свесиВ, Сделанная, продолжает,
подлЕтает, кАнава, кружИтся, удАлосъ, бЬётся, гнЕздо.
• Проговорите
по слогам слова: канава, крылышки,
ежеминутно, трепетать. Запомните их написание.
• Запишите в словарик
и запомните написание слов: пеночка-весничка,
раненая, тревога, притворяться, начинать, сделанное.
• Обозначьте графически наиболее трудные орфограммы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий