воскресенье, 5 февраля 2017 г.

Осеннее утро

Осеннее утро
Листик за листиком падает с липы на крышу. Какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем, мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то с перелётными птицами.
Тут стоишь себе на берегу один, ладонь к сердцу приложишь, и душою вместе с птичками и листьями куда-то летишь. И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: «Летите, летите!»
(М. Пришвин) (70 слов)
Ответить на вопросы:
•  Наблюдали ли вы когда-нибудь за тем, как падают листья в тихую и ветреную погоду?
•  Какими словами и выражениями характеризуются падающие листья?
•  Как вы понимаете выражение «день открывает глаза»?
Задания:
•  Выпишите слова лиСТик, виНТик, лиСТья, вмеСТе, птиЧКами, осеННее (утро). Запомните их правописание.
•   Сравните написание и произношение слов.
•  Каковы особенности произношения слов сердце, грустно!
•  Как произносятся и пишутся гласные после шипящих в словах: с крышИ, приложИть, парашЮтик!
•  Поставьте ударение в словах. Сравните произношение и написание выделенных гласных: глАза, лЕтят, тИхонько, крЕке.
•   Найдите главные члены предложения, определите вид предложения:
А между тем, мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
•  Объясните знаки препинания в предложении: И шепчешь тихонько: «Летите, летите!»
Творческое задание:
•   Опишите, основываясь на личных наблюдениях, как падают листья с какого-нибудь дерева в тихую и ветреную погоду.
Шумят деревья за моим окном.
Для нас они деревья как деревья,
А для других укромный, мирный дом
Иль временный привал среди кочевья.
Вчера я видел: съёжившись в комок,
На дереве у моего окошка
Сидел хвостатый рыженький зверёк
И чистился, чесался, точно кошка.
(С. Маршак) (42 слова)
Ответить на вопросы:
•  О каком зверьке идёт речь?
•  Какие характерные признаки этого зверька подметил автор?
•  Какими словами характеризуется поведение зверька?
•  Какие чувства вызывают у вас прочитанные строки?
•  Как вы понимаете значение слова кочевья ?
Задания:
•  Прослушайте текст,  вдумываясь  в его содержание. О чём этот текст?
- Подготовьтесь к выразительному чтению поэтического
текста.
- Какие слова употребляются в переносном значении?
•  Сравните    произношение    и    правописание    слов: съёжившись, деревья, зверёк.
•  Подготовьтесь к письму по памяти.
Шиповник
Поздней весной начинает цвести колючий шиповник. Розовые цветы его полны чудесного аромата. Но шиповником не украшают площади и скверы. Лепестки его цветков, ягоды широко применяются в кулинарии. Из лепестков шиповника часто делают повидло и варенье.
Ещё из лепестков шиповника получают отличные пахучие масла, делают духи и помады.
Очень полезны и плоды шиповника. Свежими срывают их с кустов и сушат. Потом заваривают как чай. Чай из шиповника является одним из самых лечебных. Пьёшь такой чай и ощущаешь бодрость.
Только в конце лета мы можем найти в лесу богатые витаминами плоды шиповника. (91 слово)   -
 (Из журнала)
Ответить на вопросы:
•  Какова главная мысль рассказа?
•  Какую пользу приносит шиповник людям?
•  К   какому   типу   речи   относится   данный   текст (повествование, описание, рассуждение)?
•  Как можно иначе озаглавить текст? («Полезная птица», «Бездомная птица» и др.)
•  С помощью каких слов автор выражает предположение и уверенность в том, что кто-либо видел кукушку?
Задания
•  Объясните расстановку знаков препинания:
1) Некоторые люди хоть и видели, да, наверное, не знают, что это была именно она.
2) Конечно, кукушка не вьёт гнезда.
3) Кукушка - полезная птица.
•  Объясните написание выделенных букв в словах: слышИтся, прячЕтся, иСчезает, обязательно, удАвалось, велИчИна, видЕли.
•   Запомните написание слов:
ку-ку, ястреб, лакомство, наверное, конечно. » Запомните произношение слова гусеницы.
•  Найдите наиболее подходящий темп чтения этого текста (медленный, быстрый или умеренный). Обоснуйте ваш выбор.
•  Научитесь выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию (логические ударения, паузы, повышение и понижение голоса).
Раздумье
Я уезжал на охоту. Всё было собрано, а я, одетый, с ружьём и походным мешком за плечами, всё ещё стоял в передней и раздумывал: брать мне с собой Боя, мою охотничью собаку, или не брать. Бой стоял рядом, глядя на меня с тоской и надеждой.
Задания:
•  Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
•  Придумайте 2-3 вопроса по содержанию текста.
•  Проверьте написание безударных гласных в словах: весной, цвести, колючий, украшают, лечебных, (в) конце, (в) лесу.
•  Сравните написание и произношение слов: аромата, поздней, чудесного; шиповник, свежими; пахучие, лепестков, витамины.
•  Сколько букв и звуков в словах: пьёшь, поздней, ощущаешь?
Чтобы ответить на вопрос, затранскрибируйте эти слова, проговорите их.
•  Спишите текст, не допуская ошибок.
•  Подчеркните «ошибкоопасные» буквы в словах текста.
Творческое задание:
•  Расскажите (устно или письменно) о каком-нибудь растении, приносящем пользу людям.
Пеночка
Однажды на откосе лесной канавы я нашёл сделанное из мха красивое гнездо пеночки-веснички с сидящими там птенцами. Интересно наблюдать за слетевшей с гнезда пеночкой! В страшной тревоге, свесив крылышки, она ползает по ветвям ближайшего кустарника, притворяясь раненой или больной, ежеминутно срываясь и падая на землю, где продолжает трепетать и биться.
Птичка буквально подлетает в упор, кружится и бьётся на боку, как бы не имея сил. Стоит пойти за ней, и она начинает  «отводить» вас от гнезда,  думая,   что её хитрость удалась.
(С. Огнев) (82 слова)
Ответить на вопросы:
•  Какова главная мысль рассказа?
•  Знаете ли вы подобные случаи из жизни птиц, животных?
•  Какими словами и выражениями характеризуется поведение птички?
•  Как по-другому можно озаглавить текст? («Хитрая птичка», «На защиту детей», «Самоотверженная мать»).
Задания:
•  Сравните написание выделенных букв и произношение соответствующих им звуков в таких словах: интЕресно, свесиВ, Сделанная, продолжает, подлЕтает, кАнава, кружИтся, удАлосъ, бЬётся, гнЕздо.
•  Проговорите по слогам слова: канава, крылышки, ежеминутно, трепетать. Запомните их написание.
•  Запишите в словарик и запомните написание слов: пеночка-весничка, раненая, тревога, притворяться, начинать, сделанное.

•  Обозначьте графически наиболее трудные орфограммы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий