воскресенье, 5 февраля 2017 г.

Тексты к разделу «СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Стрекоза и пчела
Пчела и стрекоза учились в лесной школе. Они сидели на одной парте, но не дружили. Даже на переменах играли отдельно.
Не вот как-то пчела простудилась и не пришла в школу. «Ничего,- сказали в классе, - беда не велика, если и пропустит     денёк-другой.          Пчела     ведь     отличница,
наверстает».
Пожалели ученики о больной подружке и перестали вспоминать. Одна стрекоза никак успокоиться не может. Сидит скучная-прескучная, глаза трёт, а. потом как расплачется!
«Ох, ох, — стонет,- хоть бы пчёлка выздоравливала скорей! Как я без неё жить буду?» - «Вы только посмотрите,- удивился комар. - Кто бы мог подумать, что эта хохотушка способна на такую дружбу!»
Никто не знал, что стрекоза неспроста плачет. Она списывала у пчёлки задачки.
(В. Росин) (130 слов)
Ответить на вопросы:
•  Почему же плакала стрекоза ?
•  Почему не дружили стрекоза и пчела ?
•   Как комар относился к пчёлке ?
•   Чем вызвана постановка восклицательных знаков в конце следующих предложений?
(Они произносятся с особой интонацией):
I)Сидит скучная-прескучная, глаза трёт, а потом как расплачется!
2) «Ох, ох, - стонет, - хоть бы пчёлка выздоравливала скорей!»
3) «Вы только посмотрите, - удивился комар. - Кто бы мог подумать, что эта хохотушка способна на такую дружбу!»
Задания:
•  Объясните постановку знаков препинания:
«Ничего, - сказали в классе,- беда не велика, если и пропустит денёк-другой. Пчела ведь отличница, наверстает».
•  Объясните правописание слов: плачет, ничего, никак, выздоравливала, удивился, никто, списывала.
Хитрый заяц
Король саванны Лев объявил, что выдаёт замуж дочь. Всем зверям хотелось взять в жёны дочь льва. И Лев решил устроить им испытание, чтобы выявить самого достойного.
Лев созвал зверей и, поставив перед ними котёл с кипящей водой, сказал: «Я отдам свою дочь тому, кто выпьет этот котёл».
Один за другим звери пробовали выпить кипяток, но никому это не удавалось. Последним к котлу подошёл Заяц. Он снял котёл с дымящегося костра и промолвил: «Люблю пить горячее».
Но прежде, чем приступить к испытанию, Заяц стал обходить с котлом зверей, приговаривая: «Видишь, мой друг, здесь кипяток. Я хочу, чтобы ты был свидетелем этого».
В то время, как Заяц обходил зверей, вода в котле остыла. Заяц высоко поднял котёл над головой и разом осушил его под одобрительные возгласы зверей. Лев поздравил победителя и отдал ему в жёны свою дочь.
(Гвинейская сказка) (134 слова)
► Текст рекомендуется использовать при изучении безличных предложений.
Ответить на вопросы:
•   Какие слова и выражения вам не понятны? (Саванна - тропическая лесостепь с высокой жёсткой травянистой растительностью, среди которой изредка встречаются отдельные деревья и кустарник., Саванны имеются в Африке, Южной Америке и Австралии на равнинах, где чередуются сухие и сухие и дождливые периоды.
Король саванны - здесь: владыка всех зверей.)
•   Почему никому из зверей не удалось взять дочь Льва в жёны?
•   Каким образом Заяц перехитрил Льва?
Задания:
• Сопоставьте    следующие   предложения   по   составу,
объясните их различия:
1) Все звери хотели взять в жёны дочь Льва.
2) Всем зверям хотелось взять в жёны дочь Льва.
•   Передайте смысл этого предложения другими словами:
«Всем зверям хотелось взять в жёны дочь Льва.» (То есть, жениться на дочери Льва).
•   Найдите речевую ошибку и исправьте её: «Лев захотел женить свою дочь». (нужно: выдать замуж).
•   Объясните знаки препинания в предложениях. Сделайте их синтаксический разбор:
1) Я хочу, чтобы ты был свидетелем этого.
2) В то время, как Заяц обходил зверей, вода в котле остыла.
3)Лев созвал зверей и, поставив перед ними котёл с кипящей водой, предложил выпить кипяток.
•   Объясните правописание слов и выражений: замуж:, дочь, видишь, здесь, свидетель, приступить, перед ними, никому не удавалось; в то время, как.
•   Запомните, что в баснях и сказках названия животных часто пишутся, как имена собственные, с заглавной буквы.
Найдите в тексте слова, которые пишутся с заглавной буквы.
•  Придумайте с ними 2-3 предложения.
Как слон спас хозяина
У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес за дровами. Лес был густой, дикий. Слон протаптывал хозяину дорогу, помогал валить дрова , а хозяин грузил их на слона.
Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел. Хозяин оглянулся, но ничего не заметил. Он стал сердиться на слона, бить его по ушам веткой. А слон закинул хобот крючком, чтоб поднять хозяина на спину.
Хозяин подумал: «Сяду ему на шею, удобней будет бить». Он уселся и стал веткой хлестать слона по ушам. Слон пятился, топтался, вертел хоботом. Потом замер и насторожился.
Вдруг из кустов выскочил огромный тигр, вскочил слону на спину, но, зацепившись за дрова, свалился. Дрова посыпались. Тигр снова хотел прыгнуть, но слон повернулся, схватил тигра поперёк живота и сдавил. Тигр раскрыл рот, высунул язык и замотал лапами. Слон поднял его вверх, потом бросил на землю и стал топтать ногами. Растоптал тигра в лепёшку.
Когда хозяин опомнился от страха, он сказан: «Какой я глупый, что бил слона. А он меня спас». Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя и весь отдал слону.
(Б. Житков) .    (180 слов)
Ответить на вопросы:
•  Почему слон перестал слушаться хозяина?
•  Как автор описывает беспокойство и тревогу, которые овладели слоном?
- Как избежать повторения слов: хозяин (=индус, он, крестьянин),
слон     (шумное     животное,     верный          помощник,
спаситель)'?
•  Как работал слон?
•  Как   вёл   себя   хозяин,   когда   слон   перестал   его слушаться?
•  Как слон расправился с тигром?
Задания:
•  Объясните      постановку      знаков      препинания      в предложениях с прямой речью:
1)Хозяин подумал: «Сяду ему на шею, удобней будет
бить». 2) Он сказал: « Какой я глупый, что бил слона. А он
меня спас».
•  Облените наличие или отсутствие запятой перед союзами:
1) Слон поднял хозяина на шею, а тот стал хлестать слона веткой по ушам.
2) Хозяин уселся на шею слона и стал хлестать его веткой по ушам.
•  Проанализируйте орфографические трудности в словах: помогал валил, трясла, оглянулся, хлестал, насторожился, зацепился, схватил, замотал.
•  Объясните написание гласных в корнях слов, укажите возможные чередования: протаптывал, поднял, замер, выскочил.
•  Сравните написание глаголов:
перестал слушаться — он слушается; стал оглядываться — он оглядывается; стал сердиться — он сердится. Установите причину написания Ь в глаголах.
Творческое задание:

•  Подготовьте небольшое (устное или письменное) сообщение на основе рассказов старших или прочитанного о том, как собака, лошадь или другие животные спасли человека от гибели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий