Стрекоза
и пчела
Пчела и стрекоза учились в лесной школе. Они
сидели на одной парте, но не дружили. Даже на переменах играли отдельно.
Не вот как-то пчела
простудилась и не пришла в школу. «Ничего,- сказали в классе, - беда не велика,
если и пропустит денёк-другой. Пчела ведь
отличница,
наверстает».
Пожалели ученики о
больной подружке и перестали вспоминать. Одна стрекоза никак успокоиться не
может. Сидит скучная-прескучная, глаза трёт, а. потом как расплачется!
«Ох, ох, — стонет,- хоть бы
пчёлка выздоравливала скорей! Как я без неё жить буду?» - «Вы только посмотрите,- удивился комар. -
Кто бы мог подумать, что эта хохотушка способна на такую дружбу!»
Никто не знал, что стрекоза
неспроста плачет. Она списывала у пчёлки задачки.
(В. Росин)
(130 слов)
Ответить на вопросы:
• Почему же плакала
стрекоза ?
• Почему не дружили
стрекоза и пчела ?
• Как комар относился
к пчёлке ?
• Чем вызвана
постановка восклицательных знаков в конце следующих предложений?
(Они произносятся с
особой интонацией):
I)Сидит скучная-прескучная, глаза трёт, а потом как расплачется!
2) «Ох, ох, - стонет, - хоть бы пчёлка
выздоравливала скорей!»
3) «Вы только
посмотрите, - удивился комар. -
Кто бы мог подумать, что эта хохотушка способна на такую дружбу!»
Задания:
• Объясните постановку
знаков препинания:
«Ничего, - сказали в
классе,- беда не велика, если и пропустит денёк-другой. Пчела ведь отличница,
наверстает».
• Объясните
правописание слов: плачет, ничего,
никак, выздоравливала, удивился, никто, списывала.
Хитрый заяц
Король саванны Лев
объявил, что выдаёт замуж дочь. Всем зверям хотелось взять в жёны дочь льва. И
Лев решил устроить им испытание, чтобы выявить самого достойного.
Лев созвал зверей и,
поставив перед ними котёл с кипящей водой, сказал: «Я отдам свою дочь тому, кто
выпьет этот котёл».
Один за другим звери
пробовали выпить кипяток, но никому это не удавалось. Последним к котлу подошёл
Заяц. Он снял котёл с дымящегося костра и промолвил: «Люблю пить горячее».
Но прежде, чем приступить к испытанию, Заяц стал обходить с котлом
зверей, приговаривая: «Видишь, мой друг, здесь кипяток. Я хочу, чтобы ты был
свидетелем этого».
В то время, как Заяц
обходил зверей, вода в котле остыла. Заяц высоко поднял котёл над головой и
разом осушил его под одобрительные возгласы зверей. Лев поздравил победителя и
отдал ему в жёны свою дочь.
(Гвинейская
сказка) (134 слова)
► Текст рекомендуется использовать при изучении безличных
предложений.
Ответить на вопросы:
• Какие слова и
выражения вам не понятны? (Саванна -
тропическая лесостепь с высокой жёсткой травянистой растительностью, среди
которой изредка встречаются отдельные деревья и кустарник., Саванны имеются в
Африке, Южной Америке и Австралии на равнинах, где чередуются сухие и сухие и
дождливые периоды.
Король саванны - здесь: владыка
всех зверей.)
• Почему никому из
зверей не удалось взять дочь Льва в жёны?
• Каким образом Заяц
перехитрил Льва?
Задания:
• Сопоставьте
следующие предложения по составу,
объясните их различия:
1) Все звери хотели взять
в жёны дочь Льва.
2) Всем зверям хотелось
взять в жёны дочь Льва.
• Передайте смысл
этого предложения другими словами:
«Всем зверям хотелось
взять в жёны дочь Льва.» (То есть, жениться на
дочери Льва).
• Найдите речевую ошибку и исправьте её: «Лев захотел женить свою дочь». (нужно:
выдать замуж).
• Объясните знаки
препинания в предложениях. Сделайте их синтаксический разбор:
1) Я хочу, чтобы ты был
свидетелем этого.
2) В то время, как Заяц
обходил зверей, вода в котле остыла.
3)Лев созвал зверей и,
поставив перед ними котёл с кипящей водой, предложил выпить кипяток.
• Объясните
правописание слов и выражений: замуж:,
дочь, видишь, здесь, свидетель, приступить, перед ними, никому не удавалось; в
то время, как.
• Запомните, что в
баснях и сказках названия животных часто пишутся, как имена собственные, с
заглавной буквы.
Найдите в тексте слова, которые пишутся с заглавной буквы.
• Придумайте с ними
2-3 предложения.
Как слон
спас хозяина
У индусов есть ручные
слоны. Один индус пошёл со слоном в лес за дровами. Лес был густой, дикий. Слон
протаптывал хозяину дорогу, помогал валить дрова , а хозяин грузил их на слона.
Вдруг слон перестал
слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и
заревел. Хозяин оглянулся, но ничего не заметил. Он стал сердиться на слона,
бить его по ушам веткой. А слон закинул хобот крючком, чтоб поднять хозяина на
спину.
Хозяин подумал: «Сяду ему на шею, удобней будет бить». Он уселся и
стал веткой хлестать слона по ушам. Слон пятился, топтался, вертел хоботом.
Потом замер и насторожился.
Вдруг из кустов выскочил
огромный тигр, вскочил слону на спину, но, зацепившись за дрова, свалился.
Дрова посыпались. Тигр снова хотел прыгнуть, но слон повернулся, схватил тигра
поперёк живота и сдавил. Тигр раскрыл рот, высунул язык и замотал лапами. Слон
поднял его вверх, потом бросил на землю и стал топтать ногами. Растоптал тигра
в лепёшку.
Когда хозяин опомнился от
страха, он сказан: «Какой я глупый, что бил слона. А он меня спас». Хозяин
достал из сумки хлеб, что приготовил для себя и весь отдал слону.
(Б.
Житков) . (180
слов)
Ответить на вопросы:
• Почему слон перестал
слушаться хозяина?
• Как автор описывает
беспокойство и тревогу, которые овладели слоном?
- Как избежать повторения слов: хозяин (=индус, он, крестьянин),
слон (шумное
животное, верный помощник,
спаситель)'?
• Как работал слон?
• Как вёл
себя хозяин, когда
слон перестал его слушаться?
• Как слон расправился
с тигром?
Задания:
• Объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью:
1)Хозяин подумал: «Сяду
ему на шею, удобней будет
бить». 2) Он сказал: «
Какой я глупый, что бил слона. А он
меня спас».
• Облените наличие или
отсутствие запятой перед союзами:
1) Слон поднял хозяина на
шею, а тот стал хлестать слона веткой по ушам.
2) Хозяин уселся на шею
слона и стал хлестать его веткой по ушам.
• Проанализируйте
орфографические трудности в словах: помогал
валил, трясла, оглянулся, хлестал, насторожился, зацепился, схватил, замотал.
• Объясните написание
гласных в корнях слов, укажите возможные чередования: протаптывал, поднял, замер, выскочил.
• Сравните
написание глаголов:
перестал слушаться — он слушается; стал
оглядываться — он оглядывается; стал сердиться — он сердится. Установите
причину написания Ь в глаголах.
Творческое задание:
• Подготовьте небольшое (устное или письменное)
сообщение на основе рассказов старших или прочитанного о том, как собака,
лошадь или другие животные спасли человека от гибели.
Комментариев нет:
Отправить комментарий