* * *
Всюду лучистыми алмазами
зардели крупные капли росы. Розоватые, сиреневатые лепестки цветков раскрылись
навстречу солнцу.
(Из журнала)
(14 слов)
Ответить на вопросы:
• Какое настроение
передаёт текст?
• Как можно озаглавить
микротекст?
• Какие слова
употребляются в переносном смысле?
• Как вы понимаете
лексическое значение слова зардели?
Задания:
- Докажите, что данный отрывок является текстом.
• Как связаны
предложения в этом тексте?
• Запишите микротекст
в тетрадь. Подготовьтесь к письму наизусть.
• Попробуйте доказать,
что использование в тексте нескольких прилагательных придаёт речи выразительность.
• Выпишите
прилагательные со значением оттенка цвета. Определите, какая морфема придаёт им
такое значение.
• Установите способ
образования этих прилагательных.
• Запомните
правописание слов: сИренЕватые,
Алмазами, лЕпестки, навстреЧУ, соЛНЦу.
• Напишите текст по
памяти. Творческое задание:
• Если вам когда-либо пришлось увидеть нечто
похожее, опишите этот чудесный миг своими словами.
Ищу слова
Ищу слова певучие,
Народные, исконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные,
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы
зёрнышко,
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко,
Да грели бы лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие.
(В. Выркин) (42 слова)
Ответить на вопросы:
• Какова основная
мысль стихотворения?
• Какие
прилагательные-эпитеты использует автор?
• Какие слова
употреблены в переносном значении?
• О чём этот текст?
• Прочитайте название
текста. Как вы его понимаете?
Задания:
• Выразительно
прочитайте стихотворение.
• Объясните, почему в
тексте так много имён прилагательных.
• Определите их роль
в тексте.
• Почему автор использует существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами?
• Выпишите из
стихотворения сложное имя прилагательное. Объясните его значение, разберите по
составу.
• Объясните
правописание слов: искоННые,
бездоННые, стозвоННые.
Творческое задание:
• Напишите о том
удивительном в языке, что называется СЛОВОМ. Какие слова вам помогают жить, а
какие -совсем наоборот?..
Домик
под колпаком
Отгремел последний
сентябрьский гром. Прошли тихие холодные дожди. Лес стоит сонный, невесёлый,
хмурый.
По утрам слышен в небе
журавлиный крик. Летят журавли за синие моря в тёплые страны. А за ними тянутся
гусиные и утиные стаи.
Птицы улетели. Но илистые
берега болотистой речонки ещё долго будут хранить узорчатые отпечатки их
следов.
Лесные жители попрятались
от морозов в свои жилища. Удобнее всех устроились муравьи. Муравьиные дома
накрыты прочными ледяными куполами. В лучах холодного солнца они блистают, как
стеклянные.
Это осенний дождик ночью
намочил верхний слой муравейника, а утренний морозец выстроил над ним блестящий
ледяной колпак.
А через несколько дней
лёгкий, пушистый снежок укроет муравейник шубкой теплее заячьего меха. (По Ю.
Качаеву) (ПОслов)
► Текст целесообразно
использовать при изучении суффиксов имён прилагательных.
Ответить на вопросы:
• Какие характерные
признаки поздней осени перечисляет он в своём описании?
• Какие
прилагательные-эпитеты использует автор, чтобы создать яркую, красочную картину
поздней осени?
• Какое чувство
вызывает у нас созданная картина поздней осени?
Задания:
• Выделите суффиксы в
существительных: речонка, дождик,
морозец, снежок. Объясните их написание.
• Проверьте написание
безударных гласных в словах: хранить,
следов, жилища, подобрав однокоренные слова.
• Объясните разницу в
значении и написании слов блистают-блестят.
« Объясните написание Н и НН в прилагательных сонный, журавлиный, гусиный, утиный,
муравьиный, ледяной, стеклянный, осенний, утренний.
• Выделите суффиксы,
объясните их написание: сентябрьский,
илистые, болотистой, узорчатые.
• В каких из
приведённых ниже предложениях определения произносятся с перечислительной
интонацией, в каких - без неё? Как обозначается эта интонация на письме?
1) Прошли тихие холодные
дожди. 2)Лес стоит сонный, невесёлый, хмурый. У) Лёгкий пушистый
снежок укроет муравейник шубкой ...
Джурбай - чёрный
жаворонок
Когда мы вошли в мою
комнату, птицы, сидевшие в клетках, пели на разные голоса, и казалось, что в
доме находится настоящий лесной хор.
Но вот голоса всех птиц покрыл сильный голос. Точно кто-то заиграл
на лилипутской виолончели: «Ля-ля! Ци-ци!
Ти!» Он смёл в одну
мелодию непохоэюие песни лесных и степных, южных и северных птиц, как цветы в
один венок. И песня стала удивительно красивой, многоцветной, стройной...
Сильный голос вёл за собой птичий хор.
Это пел джурбай, чёрный
жаворонок. Большой, коренастый, напружинив короткую, в коричневых подпалинах
шейку, полураскрыв клюв, он, казалось, не замечал ничего вокруг. Глаза его были
закрыты.
Он пел. И голос его то
поднимался высоко-высоко, выше самых высоких деревьев, то спускался до земли,
ниже корней травы. И," как всегда, когда слышишь настоящую музыку,
хотелось и улыбаться, и вздыхать, и сделать кому-нибудь что-то хорошее.
(В.Александрова)
(143 слова)
► Текст можно использовать при
изучении значений
прилагательных и их роли в речи.
Материал для вступительного слова :
Певчие птицы украшают своим пением жизнь человека. И в неволе
птицы, если за ними хорошо ухаживать, также чудесно поют. О чарующем пении
жаворонка вы сейчас услышите. Постарайтесь запомнить, как автор описывает пение
среднеазиатского чёрного жаворонка.
Ответить на вопросы:
- Какие слова и выражения вам непонятны? (Виолончель - смычковый музыкальный инструмент большого размера;
лилипут - человек очень маленького роста; подпалины - рыжеватые или белесые пятна на шерсти другой масти;
повёл за собой хор - возглавил пение, как бы «воодушевил» всех птиц, заставил их
петь)
• Почему джурбай повёл
за собой птичий хор?
(У него был
сильный голос, он
будто играл на лилипутской виолончели.)
• Какое впечатление
произвело пение чёрного жаворонка?
• Как вы понимаете
выражения:
голоса всех птиц покрыл сильный голос (= заглушил, оказался звонче
всех); сплёл в
одну мелодию песни
южных и северных птиц (—соединил)?
• Как можно озаглавить
текст? («Джурбай», «Чёрный жаворонок», «Великолепный певец», «Чудесная птица»)
• Какой был джурбай?
Заданиях
• Подготовьтесь к
выразительному чтению текста.
• Выпишите
словосочетания с прилагательными, которые помогают описать пение птицы.
• Найдите
«ошибкоопасные» буквы в словах: комната,
непохожие, красивая, многоцветные, чёрный, большой, коричневый,
• Подберите синонимы к
прилагательному коренастый,
» Запомните правописание слов: лилипутская виолончель, мелодия, джурбай, кому-нибудь, что-то.
Творческое задание:
» Опишите (по аналогии)
понравившееся пение другой птицы: канарейки, дрозда, соловья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий