Пеликаний
пассажир
Друзья живут в
заповеднике «Аскания-Нова». Огромный пеликан и.'., котёнок. Обычно они встречаются после рыбной ловли. Пока пеликан
ловит, котёнок сидит на берегу.
Но вот птица с добычей
выбралась на сушу. Раскрыла свой клюв и широко растянула кожаный мешок под ним.
Тут уже котёнок не теряется. Он быстро забирается в клюв и начинает там
лакомиться рыбными остатками.
Как-то по берегу озера
проходил научный сотрудник института. Он неожиданно подошёл к пеликану, когда котёнок был у него в клюве. Пеликан
затолкал котёнка в глоточный мешок, сомкнув клюв, и затем взмыл в
воздух.
На высоте двухсот метров
птица делала над озером круг за кругом и, только когда человек спрятался в
кустах, спустилась на землю. Разжала клюв, а оттуда как ни в чём не бывало
важно вышел путешественник - котёнок.
(А.
Мозгов) (127 слов)
► Текст можно использовать при
изучении правописания наречий.
Ответить на вопросы:
« Чем объясняется дружба пеликана с котёнком?
• С помощью каких слов
и словосочетаний автор подчёркивает давность этой дружбы?
• Почему птице
пришлось делать на высоте двухсот метров круг за кругом над озером?
• Как котёнок стал путешественником?
• Какими
синонимическими выражениями
можно воспользоваться, чтобы избежать повторения одних и тех же слов?
(Котёнок - воздушный
путешественник, пассажир; пеликан —умная птица, верный товарищ, и т.д.)
• Как вы понимаете
значение слова заповедник!
Задания;
• Объясните
правописание наречий и наречных выражений: неожиданно, затем, оттуда, как ни в чём не бывало.
• Объясните написание
слов: путешеСТВенник, сИдит, раСкрыла,
рАстянула, забИрается, начИнаЕт, кожаНый, подошЁл.
• Запомните написание
слов: пеликан, заповедник
«Аскания-Нова», институт, как-то, добыча, широко, начинает.
Я радуюсь жизни
Теперь уже ночь. Все
ушли, но воздух ещё дышит молодым весельем. Я долго стоял у раскрытого настежь
окна и думал о своей прожитой жизни.
Начало светать. Появился
первый луч солнца. В саду царила глубокая тишина. Вдруг сильно подул ветер,
который наотмашь ударил меня в лицо, но мне было хорошо. Сразу повеяло
свежестью, крепким запахом орешника. Ветер разносил эти ароматы повсюду, они
заполнили и мою комнату. Я по-прежнему стоял у окна и не мог нарадоваться.
Кругом всё было так близко и знакомо! И очертания деревьев, и соломенная крыша
сарая, и дорожка в сад, сплошь усыпанная листьями. Душа переполнялась счастьем.
Вслед за ветром прочь улетали тяжёлые . воспоминания о прошлых годах.
(По В. Вересаеву) (111 слов)
Ответить на вопросы:
• Какое настроение
передаёт текст?
• Как вы полагаете,
какое время года описывает автор в этом отрывке?
• По каким признакам
вы догадались об этом?
• Как можно
сформулировать главную мысль рассказа?
Задания:
• Прочитайте название
текста. Как вы его понимаете?
• Выразительно
прочитайте текст.
• Разбейте текст на
части.
• Озаглавьте смысловые
части.
• Определите основную
мысль текста одним предложением.
• Объясните написание
наречий: ещё, настежь, вдруг,
наотмашь, сразу, по-прежнему.
• Составьте
по теме рассказа 2 предложения, используя в них наречия.
- Проговорите по слогам и запомните правописание слов: дышит, деревьев, свежестью, запахом,
орешника, комнату, нарадоваться, очертания, соломенная, воспоминания, счастье.
Первые
деньги
В глубокой древности деньгами сначала считали живой скот, потом
зерно, соль, табак, шкуры зверей. Изредка расплачивались сушёной рыбой,
птичьими перьями. Только через века такие деньги уступили место деньгам более
удобным. Ими стали лёгкие, блестящие, маленькие ракушки морских моллюсков. Они
надолго завоевали многие страны
Азии, Африки, Европы. Их
можно было запросто нанизать на шнурок и носить всегда с собой.
Люди перепробовали немало
«денег», пока прийти к деньгам металлическим. Но и эти деньги мы бы с вами не
узнали. Они были сначала в форме брусков, колец, прутиков. Изготавливали их
сперва из серебра, золота, меди. Постепенно в слитки начали добавлять олово,
раскалив их докрасна. Чтобы невозможно было деньги подделать, слитки клеймили, изображая
на них город, государство, царей и символы их власти.
(По 77. Федоренко,
Л.Хайлову) (120 слов)
Ответить на вопросы:
• Что нового вы узнали
из текста о деньгах?
• Как деньги стали
деньгами?
- Какой художественный эффект достигается использованием
большого количества наречий в тексте?
• Какие слова вам
непонятны?
Задания:
• Подготовьтесь к
выразительному чтению текста. ® Придумайте 3-5 вопросов по содержанию текста.
• Разбейте текст на
части.
• Составьте план
текста (простой или сложный).
• Объясните знаки препинания в предложениях:
1) Изготовляли их сперва
из серебра, золота, меди.
2) Постепенно в слитки
добавлялись олово, раскалив их докрасна.
• Разберите
по составу наречия: сначала, надолго,
постепенно, невозможно.
• Запомните правописание слов: деньги, живой, сушёная, ракушки, серебро,
моллюски, металлический, золото, изображая.
Комментариев нет:
Отправить комментарий